Познавательное развитие

      С декабря 2014 года Центр развития ребенка - опорная площадка Адыгейского республиканского института повышения квалификации города Майкопа по формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности. 

В педагогическом процессе используется детское экспериментирование, как исследовательская, активно преобразующая деятельность детей, в которой познаются свойства и качества объектов, выявляются связи и отношения при решении практических задач.


2.jpg

«Только те знания прочны и ценны,

 которые вы добыли сами,

 побуждаемые собственной страстью.

 Всякое знание должно быть

открытием, которое вы сделали сами».

Корней Чуковский


    





Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. 


Познавательное развитие дошкольников представляет собой одну из ключевых задач в системе воспитания и образования детей дошкольного возраста. В рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) эта задача приобретает особое значение, так как направлена на формирование основ будущей личности. Познавательное развитие предполагает вовлечение ребенка в активную самостоятельную деятельность, развитие его воображения, любознательности и познавательных интересов.


Исследования в этой области показывают, что на протяжении дошкольного возраста именно познавательная активность является основным стимулом для всестороннего развития ребенка. 


1.jpg    








   












 

Основные понятия данного раздела

 

Познавательное развитие

- стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные интересы

- деятельность ребенка, направленная на изучение мира и окружающего пространства. В процессе данной деятельности происходит овладение необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребенок получает знания.

Познавательная деятельность

- совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.

Познавательные действия

- активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

     


Что предусматривает

Познавательное развитие по ФОП ДО?

Образовательная область «Познавательное развитие» предусматривает конкретные задачи и содержание образовательной деятельности для освоения детьми в возрасте о до 7 лет.

Включает подразделы:

- сенсорные эталоны и познавательные действия;

-математические представления;

- окружающий мир;

- природа.



3.jpg  







       






Какое содержание  включает каждый из  подразделов образовательной области «Познавательное развитие»?

 Содержание подразделов данной образовательной области для каждой возрастной группы усложняется от одного возрастного периода к другому.

 

Сенсорные эталоны и познавательные действия

Математические представления

Окружающий мир

Природа

- Действия с предметами

- Представления о цвете

- Представления о форме и величине

- Исследовательская активность

- Цифровые средства познания

- Количество и счет

- Величина

- Геометрические фигуры

- Ориентировка в пространстве

- Ориентировка во времени

- Представления о себе, семье, людях

- Предметный мир

- Явления общественной жизни

- Моя Родина

- Человек и природа

- Явления природы

- Неживая природа

- Животные

- Растения и грибы



ВАЖНО



На что ориентированы задачи образовательной области

«Познавательное развитие»?

·        Расширение кругозора детей знаниями об окружающем  социальном и природном мире;

·        Освоение способов и средств познавательной деятельности во взаимодействии с педагогами и сверстниками;

·        Развитие интереса детей к познанию окружающего мира;

·        Поддержку познавательных инициатив и самостоятельности в решении познавательных задач.




Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

– педагоги поддерживают детское любопытство; развивают интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.

– педагоги развивают целенаправленное восприятие и поощряют самостоятельное самообследование окружающих предметов

– педагоги развивают интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира.

 

 





4.png.jpg  







Задачи образовательной деятельности и планируемые результаты


- ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА   (Смотреть)

- 1 МЛАДШАЯ ГРУППА (от 2 лет до 3 лет)   (Смотреть)

2 МЛАДШАЯ  ГРУППА (от 3 лет до 4 лет) (Смотреть)

СРЕДНЯЯ  ГРУПА (от 4 лет до 5 лет)  (Смотреть)

СТАРШАЯ  ГРУППА (от 5 лет до 6 лет)  (Смотреть)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА (от 6  лет до 7 лет)  (Смотреть)




ВЫВОД:

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом, что в свою очередь требует особого отношения со стороны, как педагога, так и родителей к данной проблеме.


 

Версия сайта для слабовидящих

© 2013 МБДОУ № 2
Контактная информация

Адрес: 385730, Адыгея респ, Майкопский район, Тульский пос., Московская ул, дом № 108/1

Телефон: 87777 51183